Права учителя: что можно делать в школе, а что нет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителя: что можно делать в школе, а что нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году, указом президента назначенном годом учителя и наставника, как никогда велика роль старших коллег, сопровождающих молодых специалистов. Их действия, цель которых — создать молодому педагогу оптимальные условия для профессионального развития и пробуждения творческого подхода, можно описать в форме дорожной карты.

Имеет ли право учитель кричать на учеников согласно законодательству?

На данный момент нет конкретных требований к профессиональному поведению преподавателей.

Но многие родители сталкиваются с тем, что учитель постоянно повышает голос, подшучивает, высмеивает внешность или поведение ученика и ведёт себя непедагогично.

Бороться с этим трудно, так как педагоги в большинстве прецедентов защищают именно преподавателя, а не детей. Но преподаватели не имеют права кричать, высмеивать или иначе оскорблять ученика согласно законодательству.

В статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» сказано, что учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Все формы оскорбления, включая крик и ругательства, а также другие наказания со стороны педагога незаконны и преподаватели об этом прекрасно осведомлены.

Согласно статье 48 Федерального закона «Об образовании в РФ», учитель не имеет права нарушать этические нормы, а также обязан уважать честь и достоинство учеников вне зависимости от личного отношения. Учитель не должен:

  • унижать;
  • бить;
  • проявлять вербальную агрессию;
  • наказывать ребёнка (наказание допустимо только в случае дисциплинарного нарушения и судьба несовершеннолетнего решается на совете с его представителями и представителями учебного заведения);
  • иным способом нарушать принципы профессиональной этики учителя.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Возможности для повышения престижности профессии педагога и наставника

Итак, выпускник педвуза пришёл работать в школу. Какое будущее его ожидает? Есть ли у него возможность дорасти до уровня настоящего профессионала?

Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.

Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.

Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Что входит в функции учителя

Рассматривая функциональные обязанности педагога, отметим, что они регламентируются профстандартом «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) и зарегистрированного в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Профстандарт определяет основные требования к профессии и обозначает задачи, которые ставятся перед учителем:

  • обучение по утвержденной программе;
  • осуществление воспитательной и развивающей деятельности;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
  • ведение педагогической деятельности по проектированию и реализации основных образовательных программ, программ начального общего образования, основного и среднего общего образования.

Структурными подразделениями вечерней школы является УКП (учебно-консультационный пункт), в котором учителя дают возможность освоить школьную программу на основе следующих форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной (вечерней);
  • в форме самообразования;
  • экстерната;
  • дистанционного обучения.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать бесплатное образование, но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:

  • Полное право ребенок имеет в течение школьного дня получить бесплатную медицинскую помощь, если таковая потребуется.
  • На всей территории учебного заведения должна соблюдаться чистота.
  • Все учебные кабинеты обязаны иметь хорошее освещение.
  • Температурный режим в классах, спортзале, мастерских должен быть в пределах норм, которые прописаны в санитарных требованиях.
  • Недопустимо превышение уровня шума.
  • В школьной столовой ребенка обязаны обеспечить качественным и здоровым питанием.
  • В школьных туалетах должны быть все необходимые средства гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителя Описание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученика Если учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физически Категорически запрещено учителю ученика:
  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказания Итак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имущество Даже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Читайте также:  Налоги на продажу жилой недвижимости: кто должен их платить и как их уменьшить

    Лайфхак по-учительски: как будут воспитывать школьников

    В Минпросвещения для педагогов разработали шпаргалку — программу-конструктор, где перечислены мероприятия, которые необходимо включить в воспитательный «манифест» каждой школы. Необязательно выполнять все пункты, достаточно лишь части. Большие социальные проекты, площадки для дискуссий, «капустники», праздники спорта, а еще — театры, выставки, мероприятия с родителями. Так что если ваш ребенок учится в школе, где не проводят даже новогодние елки, есть надежда, что все изменится.

    Особая роль у классных руководителей: на них тренинги, игры, иные дополнительные занятия со школьниками, консультация и, если понадобится, — дельный совет о том, как поступить в сложной ситуации. Из списка каждая школа может выбрать то, что нужно ей.

    Во всех школах появится должность советника по воспитательной работе

    В некоторых регионах советники директоров уже работают в экспериментальном порядке, а в 2023 году такие специалисты будут работать уже повсеместно.

    Занять эту должность может педагог, имеющий опыт воспитательной работы и прошедший переподготовку на базе Международного детского центра «Артек». В обязанности советника по воспитанию входит разработка и реализация программ воспитания в школе, вовлечение учащихся в проекты детских и молодежных объединений, а также содействие в организации творческих, туристических и спортивных мероприятий.

    Советник по воспитанию получает доплату в размере 15 тысяч рублей за полную ставку.

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    Читайте также:  Помощь в оформлении пенсии Чернобыльская зона новомосковск

    ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2023-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.

    Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:

    • Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
    • Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
    • Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
    • Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
    • Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
    • Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
    • Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
    • Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
    • Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
    • Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2023-2024 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.

    Внедрение инновационных технологий

    В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.

    К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.

    Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

    Программа «Земский учитель» 2023: как это будет действовать в России

    «Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года. Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей, а в Дальневосточном федеральном округе — 2 миллиона. С этих денег не нужно платить налоги, а потратить их можно на любые цели.

    За почти год реализации проекта сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо сказать, что отзывы о программе «Земский учитель» довольно противоречивые.

    • С одной стороны, для педагогов по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с различными местными мерами поддержки.
    • С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура, как в культурной, так и в бытовой сфере, отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки учителей в сельской местности важно подходить комплексно, одни только субсидии не решат ее глобально.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *