Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пройти техосмотр в 2020-м: правила, неисправности, сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Новое в законодательстве
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Сводбная таблица периодичности проведения?
Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.
Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Легковые авто, работающие в такси | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Мотоциклы | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автобусы | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Машины для перевозки опасных грузов | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Что означает ТО и зачем оно нужно
Сразу обратим внимание, что аббревиатура ТО может означать «техосмотр» и «техническое обслуживание». Это разные понятия.
Техосмотр — это проверка технического состояния машины. Техосмотр нужен, чтобы убедиться, что машина исправна, может безопасно ездить по дорогам и не спровоцирует ДТП, например, из-за неисправности тормозов или фар. Техосмотр проводят специальные аккредитованные автосервисы, их называют пунктами техосмотра.
Техобслуживание автомобиля — это регулярная проверка систем авто и замена расходников для поддержания машины в хорошем состоянии. Техническое обслуживание делают регулярно, независимо от возраста автомобиля, потому что оно помогает машине дольше ездить без ремонта.
Место для техобслуживания — автосервис или дилерский салон — выбирает владелец. Дальше в статье мы будем писать только про техническое обслуживание.
ТО у новой машины обычно проводят у дилера своей марки. Это делают, чтобы дилер не снял машину с гарантии. Если обслуживать машину у официального представителя, то в случае поломки машину отремонтируют.
А если обслуживать автомобиль в стороннем сервисе, то дилер может отказать в гарантийном ремонте, сославшись на то, что поломка произошла, например, из-за некачественного масла или его несвоевременной замены.
Стоит отметить, что дилерские центры, как правило, при продаже авто выдают гарантию, которая действует 3–5 лет. Уже спустя год продавец может предложить техническое обслуживание либо провести его по запросу покупателя. Надо ли проходить техосмотр на новой машине в сервисном центре? Если центр имеет аккредитацию, то владельцу нового авто даже не придется платить за техосмотр и выдачу диагностической карты.
Кроме того, по новым правилам владелец вправе проходить диагностику в любом месте по своему усмотрению, а не только там, где ТС было зарегистрировано. Данное новшество, бесспорно, удобно для водителей. Причем пройти ТО можно абсолютно в любой организации, уполномоченной на это. Ранее сделать это можно было лишь в органах ГИБДД, что значительно усложняло задачу.
Таким образом, ответ на вопрос, нужен ли техосмотр на новую машину, получен. Диагностику нового автомобиля необходимо проводить по истечении трех лет с момента его производства, дата которого указана в ПТС. Также автовладелец может инициировать проверку по собственному усмотрению в любой момент.
Когда необходима техническая карта
По закону Российской Федерации, плановое ТО требуется для всех видов транспорта, в том числе и не состоящих на учете ГИБДД. Но по факту проводить его можно при следующих обстоятельствах:
- Машина не числится в базе МРЭО, а владелец хочет ее узаконить с целью дальнейшего использования в личных целях, или для продажи (без карты об успешном прохождении осмотра, сотрудники Госавтоинспекции оставляют за собой право отказать гражданину в данной услуге. Но при необходимости нулевую диагностику авто возможно провести прямо на смотровой площадке ДПС, что займет у операторов порядка 20 минут);
- Самоходная техника состоит на учете, но срок действия ее полиса ОСАГО истек (технический талон для страхования движимой собственности просто необходим, так как он является единственной гарантией того, что ТС находится в удовлетворительном состоянии. А это, в свою очередь, снижает шанс его попадания в ДТП).
Сроки прохождения в зависимости от категории
На основе российского законодательства у технического диагностирования ТС предусмотрено несколько интервалов прохождения в зависимости от категории к которой они принадлежат. Так, проводится техосмотр автомобиля периодичностью 24, 12 или 6 месяцев в зависимости от категории.
Периодичность ТО, мес. | Возраст ТС | |
От 3 лет | От 7 лет | Вне зависимости от возраста |
24 | М, А, В | |
12 | М, А, В | А, В, С, D (используемые в учебных целях, со спец. сигналами) |
6 | А, В, С, D, ТМ, ТВ (используемые в перевозках пассажиров, опасных грузов) |
По указанному автомобилю легко определить срок технического осмотра. Самый короткий срок полиса ОСАГО имеет 3 месяца, а вот ДК техосмотра 6 месяцев. Но учтите, пройти техосмотр автомобиля вам необходимо до покупки полиса страхования.
То, что грузовая техника перевозит грузы большого веса подвергает её саму риску поломки намного острее, чем автобусы или легковые авто. Особо жёсткие требования выставляются для тех ТС, где перевозятся пассажиры. Так, спустя 7-летний срок службы авто, каждые полгода следует проходить грузовым автобусам, у которых предусмотрена 8 пассажирских мест. Вне зависимости — использует ли их водитель для того, чтобы подвезти кого-нибудь, или для себя, правила не изменяются.
Обращается внимание на:
- наличие огнетушителей;
- исправность электрики;
- стеклоочистительные приборы;
- работу двигателя;
- рулевую систему;
- тормоза.
Когда грузовая техника используется для обучения новичков вождению, техосмотр обязательно проходить ежегодно. Кроме того, грузовые авто, имеющие в наличии световые, звуковые маячки (карета скорой помощи, ремонтные машины, техника для сельскохозяйственных нужд, строительная техника с маячками), также осматриваются каждый год.
Говоря про периодичность проведения ТО, здесь также нет четких рамок. Некоторые марки автомобилей нуждаются в диагностике каждые 10 тысяч километров, у других градация совсем иная, к примеру, 5-10-25-50 тыс. км. Вместе с тем, многие водители не обращают внимание на то, что написано в их сервисной книге, а действуют так, как положено: масло менять каждый год, или раз на 10 тыс. км пробега, тормозные колодки – на 25 тыс. км, тормозная жидкость – раз в 3 года и т.д.
Таким образом, первое техническое обслуживание автомобиля, действительно, является очень важным и необходимым мероприятием. В результате ТО-1 вы можете избежать серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта, предупредив неисправность и заменив поврежденный или бракованный узел заранее. Выполнять диагностику автомобиля желательно на тех станциях, где имеется все необходимое оборудование, стенды и электроника.
Системы и агрегаты, подлежащие проверке при ТО
Молодые автомобилисты, недавно севшие за руль, не всегда знают, как проходит техосмотр машины. Цель обязательного ТО – обеспечить безопасность транспортного средства во время передвижения. Следовательно, специалисты, осуществляющие эту процедуру, не будут обращать внимание на неисправный прикуриватель или незначительные вмятины на внешней обшивке.
Порядок прохождения обязательного ТО регламентируется Постановлением Правительства РФ №1008 от 5 декабря 2011 года. В этом документе по пунктам прописано, какие системы и агрегаты подлежат проверке, в каком состоянии они должны находиться, а также перечислены недопустимые дефекты. По завершении процедуры выдаётся диагностическая карта с результатами.
Когда нужна диагностическая карта
Диагностическая карта необходима для того, чтобы получить на автомобиль полис ОСАГО. Новые автомобили получают страховку ОСАГО на основании паспорта технического средства с годом производства или свидетельство о регистрации.
Если с момента выпуска автомобиля прошло более трех лет, то, согласно новым правилам, указанным в Федеральном законе №170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уже вступившим в силу, для получения диагностической карты потребуется предоставить автомобиль на техосмотр, где транспорт проверят:
- на процентный состав газового выхлопа;
- проверят люфт рулевого механизма, и он обязательно должен соответствовать всем заявленным критериям;
- протестируют освещение, как ближнего, так и дальнего света фар;
- проведут проверку исправности стеклоомывателя и стеклоочистителя, дадут оценку светопропускания стекол согласно действующим нормам;
- проведут тестирование тормозов и проверку нагрузки на ось во время торможения;
- досмотрят автомобиль на предмет наличия аптечки, противопожарного баллона и знака экстренной остановки.
Срок действия диагностической карты
О периодичности прохождения технического осмотра речь пойдет чуть позже, а сейчас давайте рассмотрим, на что влияет срок действия диагностической карты:
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.
Итак, в соответствии с последними изменениями законодательства, Вы обязаны предоставить автомобиль на технический осмотр в течение срока действия диагностической карты. Сам срок, естественно, будет указан в самой карте.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что ехать на техосмотр нужно не после указанной в диагностической карте даты, а еще до ее наступления.
Случай второй – отказ от гарантии
«На каждую силу действия – есть сила противодействия» — это закон физики. Конечно же дилеры и производители стали затыкать эти дыры в законе и сейчас ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО.
Процитирую пункт закона, который я привел сверху:
П.6 ст.18 ФЗоЗПП (и п.2 ст.476 Гражданского кодекса Российской Федерации) В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Прохождение первого технического обслуживания нового автомобиля
Современный автомобиль – это не просто средство передвижения, но ещё и неотъемлемый элемент, которым должен обладать каждый успешный человек.
Разумеется, с каждым годом автомобили становятся более надежными и приспособленными к нашим условиям эксплуатации.
Повышенный расход топлива, или рабочих жидкостей, все это выявляется при первом техническом обслуживании.
Кроме того, первое ТО является особенным ещё и в том плане, что оно, скорее, имеет не ремонтный характер, а профилактический.
В связи с тем, что первое обслуживание является специфическим мероприятиям, было создано несколько важных моментов, которые обязательно должны быть проверенны. Во-первых, мастера проверяют исправность всех систем автомобиля, степень их работоспособности.
Проверяется состояние ходовой части, рычаги, степень изношенности сайлентблоков, рулевых наконечников и т.д.
Обязательно меняется моторное масло. Так как двигатель проходил обкатку, масло будет иметь ряд примесей, которые необходимо удалить путем замены жидкости.
Помимо всего прочего, проверяется работа коробки передач и сцепления. Разумеется, при обнаружении каких-либо неисправностей или намеков на них, поврежденные детали заменяются на новые.
Существует много способов диагностики автомобиля при первом техническом осмотре, основными из них являются электронная диагностика, которая позволяет вычислить и устранить программные ошибки, а также стендовая диагностика.
Разумеется, всеми необходимыми приборами обладают далеко не все станции технического обслуживания, но электронная и стендовая диагностика являются неотъемлемой частью обслуживания современных автомобилей.