Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся с новыми правилами для подотчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У компании в процессе деятельности возникает необходимость рассчитываться наличными за Услуги, продукты. В этом случае средства выдаются сотруднику для того, чтобы он сделал все выплаты в соответствии с распоряжениями руководства. Наличные выдаются работнику под его личную ответственность. Соответственно, он становится подотчетным.
Основные принципы аудита
К основным принципам аудита расчетов с подотчетными лицами относят:
Оптимальность | Все используемые способы и методы должны проводиться с минимальными затратами труда и времени, а также с максимальной пользой. |
Комплексность | Все вопросы должны изучаться комплексе. Например, авансовый отчет проверяется на правильность составления самого документа, а также на наличие документов, подтверждающих трату денег и РКО. |
Непрерывность | Аудит необходимо проводить бесперебойно, анализируя участки учета, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. |
Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
В бухгалтерском учете для отражения расчетов с сотрудниками организации по подотчетным суммам предназначен специальный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». На счете 71 собирается вся информация о расчетах с работниками организации по суммам, выданным им под отчет на хозяйственно-операционные и командировочные расходы.
На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в кассу в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Далее эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).
Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
Когда подотчетные средства могут быть признаны доходом
Случаи, когда подотчетный работник, получив деньги на хозяйственные нужды, не спешит отчитаться об их расходовании, не так уж и редки.
Если у организации нет документов, подтверждающих расходование подотчетных средств, то суммы, выданные работнику, облагаются НДФЛ. Правомерность такого подхода даже в отношении руководителя фирмы подтвердил Верховный суд РФ в Определении от 03 февраля 2020 года № 310-ЭС19-28047. И ФНС уже ссылается на это решение.
Когда сотрудник должен вернуть подотчетные деньги
Основной документ, определяющий отношения работодателя и работника в части выдачи денег под отчет, – это Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Подотчетные лица – это лица, которым выданы денежные средства для оплаты товаров, работ и услуг в интересах организации (подп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У). Ими могут быть:
· любые работники организации, в том числе ее руководитель; работники-иностранцы, не являющиеся валютными резидентами РФ, поскольку при передаче под отчет не происходит использования денежных средств в качестве средства платежа; работники, имеющие задолженность по ранее полученной под отчет сумме, поскольку требование полного погашения задолженности отсутствует в Указании № 3210-У;
· физические лица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (например, подрядчики, исполнители) (Письмо Банка России от 02 октября 2014 года № 29-Р-Р-6/7859).
Для того чтобы выдать деньги подотчетному лицу, нужно составить приказ или иной распорядительный документ, в котором обязательно указываются Ф. И. О. сотрудника, сумма к выдаче, срок возврата. Распорядительный документ не нужен, если есть заявление подотчетного лица о выдаче денег под отчет с визой руководителя о сумме и сроке ее возврата, подписанное руководителем (подп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У).
Деньги под отчет могут выдаваться наличными из кассы или перечисляться на личную банковскую карту работника (Письмо Минфина РФ от 21 июля 2017 года № 09-01-07/46781). Подотчетные деньги выдаются из кассы только после подписи получающего их сотрудника на РКО (подп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У). Чтобы избежать вопросов налогового органа о характере поступления на карту физлица, в назначении платежа необходимо более подробно указать основание перечисления с указанием реквизитов заявления или приказа на выдачу подотчетных средств. Также расходы могут осуществляться работниками с использованием корпоративной банковской карты фирмы.
Система нормативного регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
Мухина Е.Р.
- Старший преподаватель,
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Система нормативного регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
- Аннотация
В статье приведены основные нормативно-правовые документы в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами. Охарактеризована сфера действия данных документов.
Ключевые слова: нормативно-правовая база, подотчетные лица, учет расчетов, закон, постановление.
Mukhina E.R.
- Senior lecturer,
- Perm National Research Polytechnic University
- THE REGULATORY SYSTEMS ACCOUNTING PAYROLL
- Abstract
The paper presents the basic legal documents in the field of regulation of accounting Payroll. The scope of these documents is characterized.
Keywords: regulatory framework, accountant, accounting calculations, laws, regulations.
В процессе осуществления своей деятельности предприятия зачастую сталкиваются с необходимостью оплаты материальных ценностей или различного рода работ, услуг наличными денежными средствами, т.е. через подотчетные суммы.
- Несмотря на то, что в бухгалтерском учете отражение данных операций не представляет сложности с точки зрения проводок, в то же время постоянно меняющаяся законодательная база предъявляет довольно жесткие требования, касающиеся порядка оформления и методов ведения первичных учетных регистров, способов группировки и отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций с подотчетными суммами, а также правильности начисления всех налогов по этим операциям.
- Рассмотрим нормативно-правовую базу в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами (таблица 1).
- Таблица 1 – Нормативная база в области регулирования учета расчетов с подотчетными лицами
№ п/п | Нормативно-правовой акт | Сфера регулирования |
1 | Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. | Регулирует правила отражения операций по учету расчетов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете предприятий |
2 | Гражданский кодекс РФ | 1) Регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. |
3 | Налоговый кодекс РФ | 2) Определяет отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов [1] |
4 | Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31 октября 2000 г. N 94н | Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета |
5 | Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации №318-П от 24.04.2008 | Регулирует порядок ведения кассовых операций |
6 | Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” | Регулирует порядок ведения кассовых операций |
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами по суммам, выданным им на административно-хозяйственные, операционные, командировочные расходы, используется активно-пассивный счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, дебетовое сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданных под отчет средства на основании расходных кассовых ордеров, кредитовое – суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.
Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 – комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Аналитический учет ведется по отдельно выданным под отчет суммам и осуществляется позиционным способом.
По каждой отдельной строке отражаются выданный аванс, суммы расхода на основе утвержденного авансового отчета, а также возвращенная сумма неиспользованного аванса или возмещенная сумма перерасхода (против выданного аванса). Таким образом, операции по одному авансовому отчету должны найти отражение только по одной строке.
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является:
— техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей;
— техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств;
— предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
— розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
Бухгалтерский учет в проверяемой организации ведется аутсорсинговой компанией «Новокузнецк Бизнес Консалтинг». При проверке были рассмотрены следующие вопросы:
1. Проверка документов, которые регламентируют порядок выдачи и возврата подотчетных сумм.
2. Проверка соответствия лиц фактически получивших деньги в подотчет с лицами, которые зафиксированы в приказе руководителя.
3. Проверка получения подотчетных денежных средств работниками, которые не отчитались ранее.
4. Проверка правильности составления авансовых отчетов и оформления первичных документов по командировкам.
5. Проверка соблюдения срока командировок.
6. Проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке.
7. Проверка правильности составления авансовых отчетов по подотчетным суммам, выданным на хозяйственные нужды.
8. Проверка правильности пересчета иностранной валюты в рубли в случаях заграничных командировок.
9. Проверка правильности возмещения командировочных расходов
10. Проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы.
10. Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
10. Проверка авансовых отчетов по представительским расходам.
Проверка проводилась в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РФ, утвержденными на дату начала проверки.
В ходе проверки было выявлено, что в ООО «Автостекло-НК» нет соответствующего приказа о подотчетных лицах. Приказ о подотчетных лицах представляет собой документ, в котором перечислен список подотчетных лиц, дата и сумма выдаваемых им денежных средств. Документ составляется руководителем предприятия. Также в нем указываются сроки, в которые подотчетные лица должны представить отчет за полученные и израсходованные средства.
Важным этапом аудита расчета с подотчетными лицами является проверка получения подотчетных сумм лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам, т.к. это очень распространенная ошибка. Вышеуказанная проверка проводилась с помощью специально разработанного рабочего документа, табличная часть которого представлена далее.
Таблица 11
№ п/п |
ФИО работника, получающего сумму под отчет |
Отчитался ли по ранее полученному авансу |
||
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Ватулин Артур Олегович |
Х |
||
2 |
Гандыбин Денис Викторович |
Х |
||
3 |
Ким Александр Валерьевич |
Х |
||
4 |
Лобода Иван Андреевич |
Х |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
Смыкова Мария Владимировна |
Х |
||
6 |
Нейман Юлия Николаевна |
Х |
Наиболее распространены следующие аудиторские процедуры:
— пересчет — проверка точности арифметических в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов;
— инвентаризация — это прием подтверждает физическое наличие имущества и финансовых обязательств;
— проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;
— подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (аудитор запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов);
— устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны;
— проверка документов;
— прослеживание — выборочная проверка первичных документов и их запись в регистрах синтетического и аналитического учета;
— аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных или неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ №34н от 29.07.1998 г.).
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов РФ №94н от 31.10.2000 г.).
6. Положение по бухгалтерскому учет «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (Приказ Министерства финансов РФ №44н от 9.06.2001 г.).
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ №49 от 13.07.1995 г.).
8. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (приказ Минфина РФ от 28.06.2002 г. №127-ФЗ).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (приказ Минфина России от 06.07.1999 г. №43н, в ред. приказов МФ РФ от 30.12.1999 №107н, от 30.03.2001 №27н, от 18.09.2006 №116н).
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ от 09.12.98 г. №60н).
11. Виноградов Е.В. Аудит: Учебное пособие / Е.В. Виноградов, И.А. Матвейчук – М.: Академический Проект, 2006. – 320 с. ISBN 5–8291–0668-Х
12. Данилевский Ю.А. Аудит: Учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Ремизов, Е.В. Старовойтова – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 544 с. ISBN 5–89240–053–0
13. Ерофеева В.А. Аудит: Учебное пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов – М.: Высшее образование, 2007. – 447 с. ISBN 5–9692–0106–5
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков – М.: ИНФРА-М, 2007. – 592 с. ISBN 5–5682–2455–9.
Цель аудита расчетов с подотчетными лицами — составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов с подотчетными лицами, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Выполняя процедуру проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на командировки по территории РФ соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на зарубежные командировки соответствуют положениям нормативных актов?
Налогообложение расходов на командировку соответствует положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на хозяйственные нужды соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на представительские расходы соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок проведения проверки расчетов с подотчетными лицами, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:
Проверка расходов на командировки
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке расчетов с командированными лицами.
В служебную командировку работник отправляется по распоряжению руководителя организации, чтобы выполнить какое-либо служебное поручение вне места постоянной работы. Так сказано в статье 166 Трудового кодекса РФ.
Работник, вернувшийся из командировки, не позднее трех дней после возвращения должен составить авансовый отчет (форма N АО-1) и представить его в бухгалтерию.
К авансовому отчету прилагаются все документы, подтверждающие расходы работника во время командировки (билеты на проезд, счета на оплату жилья и т.д.).
Бухгалтеру следует проверить целевое расходование средств, выданных командированному работнику, а также наличие всех оправдательных документов, подтверждающих его расходы.
Проверенный бухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем организации.
Нормы суточных утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения.
Также работнику возмещаются расходы по оплате дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах и включаемых в счет за проживание.
Исключение из этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре, ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.). Такие расходы работнику не оплачиваются.
Расходы по бронированию жилого помещения возмещаются работникам в порядке и размерах определенных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Расходы на проживание, возмещаемые командированному работнику, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
· стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);
· оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
· оплату за пользование в поездах постельными принадлежностями;
· стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;
· сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Расходы, связанные с проездом к месту командировки и обратно, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Проверка представительских расходов
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке отнесения расходов, к представительским.
Порядок отнесения представительских расходов на расходы организации при исчислении налога на прибыль установлен пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы организации согласно указанной статье квалифицируются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
К расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Анализ приведенных нормативных положений позволяет выделить несколько основных признаков, квалифицирующих определенные расходы организации как представительские:
· данные расходы должны быть связаны с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций (участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика);
· указанные лица должны прибыть для ведения переговоров (участия в заседании руководящего органа налогоплательщика);
· цель переговоров — установление или поддержание сотрудничества (в частности, заключение контракта, предварительного договора и т.п.) либо решение определенных вопросов организации;
· представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения переговоров (заседания совета директоров или иного руководящего органа налогоплательщика).
К представительским относятся расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ):
· на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
· на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
· на буфетное обслуживание во время переговоров;
· на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Иные (неперечисленные) расходы (например, оплата проезда железнодорожным или авиационным транспортом делегаций до места проведения переговоров, оплата их проживания во время проведения переговоров и другие аналогичные расходы), по мнению автора, не будут являться представительскими для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, а значит, не должны учитываться при налогообложении прибыли.
Проверка хозяйственных расходов
Под расходами на хозяйственные нужды обычно понимаются затраты по приобретению в розничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, бензина на АЗС, оплате мелкого ремонта и т.п.
Выдавая деньги под отчет, необходимо соблюдать условия, установленные Порядком ведения кассовых операций. Так, пункт 11 Порядка запрещает:
· выдавать подотчетные суммы работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным деньгам;
· передавать подотчетные суммы от одного работника другому.
Руководитель организации должен утвердить своим приказом список работников, которым могут выдаваться денежные средства под отчет.
Срок, на который можно выдать наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен.
Такой срок также может (но не обязан!) установить руководитель организации своим приказом. Если руководитель такой срок установил, работник должен отчитаться за потраченные деньги не позднее чем через три рабочих дня после истечения этого срока.
Каких-либо ограничений на суммы, выдаваемые работникам под отчет, законодательство не устанавливает.
Однако, оплачивая расходы, подотчетное лицо действует от имени организации.
Основные нарушения — злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку в области расчетов с подотчетными лицами — могут быть классифицированы следующим образом.
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:
1.1) выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы;
1.2) выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
1.3) выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;
1.4) несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
1.5) списание подотчетных сумм за счет собственных средств предприятия.
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:
2.1) отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
2.2) отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке;
2.3) несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
2.4) отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;
2.5) отсутствие аналитического учета командировочных расходов (суточных) в пределах норм и сверх норм.
3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
3.1) нарушение порядка удержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения суточных расходов сверх установленных норм;
3.2) некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах суточных расходов.
4. Нарушения порядка учета представительских расходов:
4.1) отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
5. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:
5.1) некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
5.2) неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;
5.3) несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 «Расчеты с подотчетными лицами» или других регистрах.
Как проходит аудит расчетов с подотчетными лицами
Рассмотрим ошибки, которые часто обнаруживаются при аудите:
- Предоставление наличных лицам, которых нет в перечне подотчетных сотрудников.
- Выдача средств лицам, которые не являются работниками предприятия.
- Предоставление наличных сотрудникам, которые не отчитались по авансам, выданным ранее.
- Отсутствие подтверждающих документов: приказов, командировочных удостоверений, аналитического учета.
Также часто наблюдается неправильное налогообложение командировочных трат. Рассматриваемые ошибки могут привести к тому, что возникнет неразбериха касательно трат компании и учета средств, выделяемых на эти расходы. Сотрудники, наблюдая отсутствие системы отчетности, могут неправомерно пользоваться средствами компании.
Выполнив задание организации, сотрудник обязан отчитаться о потраченных деньгах. Срок отчета – три дня с окончания срока, на который был выдан аванс. Работник представляет в бухгалтерию:
- авансовый отчет (по унифицированной форме АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55, либо по самостоятельно разработанной организацией форме);
- первичные документы, подтверждающие расходы.
На лицевой стороне авансового отчета сотрудник указывает: фамилию и инициалы, должность, назначение аванса и т. д. На оборотной стороне он перечисляет все расходы за счет аванса и указывает реквизиты подтверждающих документов. Подтверждающие документы сотрудник прикладывает к авансовому отчету. Бухгалтер при поступлении авансового отчета заполняет в нем расписку (отрывную часть отчета) и передает ее сотруднику. Она нужна для подтверждения, что отчет принят к проверке.
Проверяют авансовый отчет по такому алгоритму.
Во-первых, проконтролировать целевое расходование денег. Для этого надо посмотреть, на какие цели сотрудник получил деньги от организации. Эти данные указаны в документе, который послужил основанием для выдачи подотчетных сумм. Например, в расходном кассовом ордере, приказе, заявлении и т. д. Затем нужно сравнить цель с результатом по документам, которые сотрудник приложил к своему отчету. Если они совпадают, значит, деньги использованы по целевому назначению.
Во-вторых, необходимо проверить саму израсходованную сумму. Здесь возможны такие варианты:
- работник потратил ровно столько, сколько ему было выдано;
- сотрудник потратил меньше, чем ему было выдано;
- сотрудник израсходовал денег больше, чем ему выдали.
Если работник не израсходовал всю сумму аванса, то остаток он должен вернуть. Проверка авансового отчета, его утверждение и окончательный расчет по нему осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 6.3 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У). То есть вернуть неизрасходованные суммы сотрудник должен в этот срок. Сотрудник вносит их в кассу организации. При этом нужно оформить приходный кассовый ордер по унифицированной форме № КО-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88).
Важно!
Пробивать чек ККТ при возврате неизрасходованного аванса не нужно – это следует из статьи 1.1, пункта 1 статьи 1.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Если сотрудник допустил перерасход средств, то его нужно возместить. Но лишь в том случае, когда перерасход обоснован.
Перерасход аванса считается обоснованным, если работник:
- израсходовал деньги на выполнение задания, порученного организацией (как правило, оно указывается в приказе руководителя о выдаче денег под отчет);
- предъявил документы, подтверждающие наличие перерасхода (например, кассовые чеки).
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, деньги сотруднику можно не возмещать.
Такие правила следуют из ст. 22 ТК РФ, пунктов 6–6.3 указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У.
Суммы, которые сотрудник израсходовал сверх полученных под отчет, ему выдают из кассы. Для этого оформляют расходный кассовый ордер.
Важно!
Возместить подотчетнику сумму перерасхода по авансовому отчету можно в безналичном порядке, перечислив деньги на его банковский счет.
В-третьих, бухгалтер должен убедиться в наличии оправдательных документов, которые подтверждают расходы, а также проверить правильность их оформления и подсчет сумм.
Оправдательные документы такие:
- чек ККТ или фискальный БСО – подтверждают расход денег. Суммы, которые сотрудник потратил согласно авансовому отчету, должны соответствовать суммам из этих платежных документов;
- товарные чеки, накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. д. – они подтверждают сам факт покупки.
После того, как бухгалтер проверил авансовый отчет, его утверждает руководитель организации. Сделать это нужно в разумный срок, который также устанавливается руководителем. Так сказано в пункте 6.3 указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У.
Вернувшись из командировки, сотрудник обязан отчитаться о потраченных командировочных. Срок отчета – три дня после возвращения из командировки. Отсчитывать надо рабочие дни. Если сотрудник вернулся из поездки в выходной день или в праздник, то трехдневный срок считают с того дня, когда он вышел на работу. Такой порядок следует из пункта 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, и пункта 6.3 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.
Работник представляет в бухгалтерию:
- авансовый отчет (по унифицированной форме АО-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55, либо по самостоятельно разработанной организацией форме);
- первичные документы, подтверждающие расходы.
В принципе, механизм проверки авансового отчета по командировке тот же, что и в случае закупок для хозяйственных нужд. Но есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание при контроле подтверждающих документов.
Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
На законодательном уровне расчеты с подотчетными лицами регламентированы нормативными актами:
- Указания Банка России № 3210-У от 11.03.2014.
- Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010 для бюджетников.
- Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000 для прочих организаций и ИП.
- Учетная политика учреждения, утвержденная на финансовый год.
- Локальные акты организации (приказы и распоряжения руководителя) о сроках выдачи денег под отчет, о сроках предоставления отчетности и прочее.
Руководитель вправе установить не только срок и максимальный размер подотчетных сумм, но и перечень лиц, которым разрешено выдавать средства. Для этого составляется приказ на выдачу подотчетных сумм.
Средства выдаются на определенные цели, например, на хозяйственные нужды компании, командировочные расходы или представительские расходы. Чтобы получить деньги, сотрудник готовит заявление, в котором указывается расчет требуемой суммы, назначение, планируемый срок использования денег. С 19.08.2017 на основании изменений, внесенных в Указания ЦБР № 3210-У, заявление предоставлять не обязательно. Для получения средств достаточно одного распоряжения руководителя. Но большинство бухгалтеров продолжают требовать с сотрудников заявление или пояснительную записку с расчетом, чтобы спланировать подотчетную сумму.
На основании заявления издается приказ с указанием срока, на который выданы средства. По его истечению сотрудник обязан отчитаться: предоставить авансовый отчет и подтверждающие документы. Форма авансового отчета для бюджетников (ОКУД 0310002) утверждена приказом Минфина № 52н. учреждение вправе использовать собственный бланк на основании закона № 402-ФЗ.
Авансовый отчет проверяет ответственный бухгалтер, затем главбух, а затем его утверждает руководитель. Только после этого производятся окончательные расчеты.
Они осуществляются на счете 0 208 00 000 в разрезе каждого лица. Бухгалтерские проводки по расчетам с подотчетными лицами:
- дебет 0 208 00 560, кредит 0 201 34 610 — выдан аванс сотруднику под отчет;
- дебет 0 105 00 000, 0 302 00 000, 0 106 00 000, кредит 0 208 00 660 — приняты расходы подотчетника на соответствующие счета бухучета на основании авансового отчета и подтверждающих документов;
- дебет 0 201 34 510, кредит 0 208 00 660 — возвращен неиспользованный остаток.
В некоммерческих организациях для учета применяется счет 71, расчеты с подотчетными лицами. Взаиморасчеты производятся в разрезе каждого лица. Корреспондирующий счет при выдаче денег: счет 50 «Касса», если выданы наличные денежные средства; счет 51 «Расчетный счет», если деньги переведены на банковскую карту работника.
На основании сданного отчета бухгалтер НКО проводки по расчетам с подотчетниками:
- дебет 20, 25, 26, 44 (счета затрат), кредит 71 — расходы учтены на соответствующих счетах бухучета;
- дебет 19 «НДС», кредит 71 — выделенный налог на добавленную стоимость отнесен на правильный счет учета;
- дебет 50 «Касса», кредит 71 — возврат неизрасходованного остатка в кассу учреждения.
В первую очередь определите, на что потрачены деньги. Если на хозяйственные нужды учреждения (приобретение МЗ, ОС, ГСМ) или оплату командировочных расходов (суточные, проезд, проживание), то такие затраты принимаются к расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полной сумме. Исключение: траты на питание сотрудников в служебных поездках.
Представительские расходы разрешено отнести на затраты. По 264 статье НК РФ, к таковым затратам относят: расходы на организацию официальных мероприятий, услуги переводчика, буфетное обслуживание. Прочие траты принимать в расчеты базы не следует.
ВАЖНО! Представительские расходы учитывают в составе прочих расходов в размере, который не превышает 4 % от фонда зарплаты за расчетный период (ст. 264 НК РФ). Для налоговиков потребуются подтверждающие документы: распоряжение о проведении мероприятия, смета затрат, отчет о проведении мероприятия, акт на списание представительских затрат и т. д.
Расчет с подотчетными лицами — нормативные документы
Трудовое законодательство также имеет непосредственное отношение к вопросу регулирования отношений с подотчетными лицами. Так, ТК РФ:
- распространяет на руководителя общий порядок оформления подотчетных сумм вследствие наличия у него трудовых отношений с фирмой, выдающей деньги под отчет, – ст. 16–19 ТК РФ;
- определяет обязанность возмещения работником неизрасходованных отчетных сумм в сроки, в течение которых к нему можно предъявить претензии, – ст. 137 ТК РФ;
- устанавливает ограничение сумм удержаний из зарплаты работника – ст. 138 ТК РФ;
- обязывает работодателя осуществлять компенсации работнику при использовании его личного имущества, в т. ч. денег (ст. 188 ТК РФ), компенсировать расходы при направлении в служебные командировки (ст. 165, 168, 168.1 ТК РФ).
Аудит расчетов проводится на основании следующих нормативных актов:
- НК РФ (часть 1 и 2).
- ФЗ «О бухучете» №129.
- Постановление «О командировочных» №729.
- Постановление «О суточных» №812.
- Положение по ведению бухучета №34.
- ПБУ «Учет активов и пассивов в иностранной валюте» №154.
- План счетов бухучета.
- Письмо ЦБ «О кассовых операциях».
Это базовые нормативные акты, которые следует изучить перед проведением аудита.
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Учет расчетов с подотчетниками регламентируется следующими нормативными документами:
- Указанием ЦБ 3210-У пункт 6.3 («Порядок ведения кассовых операций»);
- приказом Минфина № 94н («План счетов бухгалтерского учета»);
- приказом Минфина № 157н, пункты 212-219 («Единый план счетов для гос. учреждений»);
- приказом Минфина № 174н, пункты 103-106 («План счетов бюджетного учета»);
- Постановлением Правительства РФ № 729 («Размер возмещения командировочных расходов в гос. учреждениях»).
Учет расчетов по суммам, выданным в подотчет, а также аудит подотчетных лиц также регулируются внутренними распорядительными документами:
- положением о направлении сотрудников в командировки;
- приказами, распоряжениями о направлении в командировки;
- приказами, распоряжениями о представительских расходах.
Направление проверки | Проверяемые документы | Действия аудитора | Ссылка на нормативный документ |
---|---|---|---|
Своевременность предоставления отчета | Распоряжения руководителя, заявления работников на выдачу средств в подотчет |
Сопоставление срока, указанного в распоряжении или заявлении, дате предоставления авансового отчета или возврата неизрасходованного подотчета. Авансовый отчет должен быть предоставлен не позднее трех дней с даты окончания срока, на который были выданы денежные средства. Либо подотчетные суммы должны быть возвращены организации |
п. 6.3 Указания ЦБ № 3210-У |
Полнота израсходования подотчетных сумм, возврата неизрасходованных денег | Бухгалтерские регистры счета 71 (оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета в разрезе подотчетных лиц) | Проверка отсутствия сумм, полученных в подотчет, по которым не предоставлены авансовые отчеты, отсутствие задолженности перед подотчетниками | п. 6.3 Указания ЦБ № 3210-У |
Соответствие произведенных расходов целям, на которые подотчетные суммы получены |
Распоряжения, заявления на выдачу денег в подотчет, авансовые отчеты |
Сопоставление цели, указанной в заявлении, приказе, с расходами, отраженными в авансовом отчете | |
Правильность подтверждающих расходы документов | Авансовые отчеты |
Первичные документы должны быть оригинальными, должны содержать все обязательные реквизиты. Электронные билеты должны быть утвержденной формы |
ч. 2 ст. 9 № 402-ФЗ Приказ Минтранса № 322 Приказ Минтранса № 134 |
Соответствие начисленных сумм суточных приказам по командировкам | Приказы на командировки, авансовые отчеты | Проверка дней, за которые начислены суточные. Проверка соответствия начисленных суточных размеру, установленному в организации | |
Правильность отражения расчетов с подотчетниками в учете | РКО, ПКО, выписки банка, авансовые отчеты, бухгалтерские, налоговые регистры | Соответствие сумм первичных документов суммам, отраженным в оборотах по счету 71 | |
Начисление сумм НДФЛ на суточные сверх норм | Авансовые отчеты, регистры учета НДФЛ по сотрудникам | Не подлежат налогообложению суточные в размере 700 руб. при командировке по территории РФ и 2500 руб. при загранкомандировках | п. 3 ст. 217 НК РФ |
Проверка правильности учета представительских расходов |
Приказы о представительском мероприятии, авансовые отчеты, ведомости по оплате труда |
Должен быть выпущен приказ о проведении представительского мероприятия, утверждена смета, к авансовому отчету приложены отчет о проведении мероприятия с указанием цели и присутствующих лиц, перечнем и суммой расходов, документы, их подтверждающие. В налоговом учете могут быть признаны представительские расходы в размере 4 % от расходов на оплату труда |
п. 2 ст. 264 НК РФ |
Внешний аудит проводится один раз в год.
Для внутреннего обязательная переодичность не установлена, это решает руководитель бюджетной организации или контролирующий орган.
После проведения оценки системы внутреннего контроля, по данным вопросника, аудитор на его основании принимает решение о планировании аудита и составление программы аудиторской проверки, согласно ПСАДу №3.
Согласно ПСАДу №4 «Существенность в аудите» (ред. от 22.07.2008г.) аудитору необходимо определить уровень существенности.
Расчет уровня существенности можно произвести на основе данных баланса. Определение уровня существенности на основании таблицы приведенной у Подольского В.И.
Данные для расчета уровня существенности
Таблица 2.3.1
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. |
Доля, % |
Значение для нахождения уровня существенности, тыс.руб. |
1. Балансовая прибыль предприятия |
64 021 |
6,8 |
4 353 |
2. Выручка (нетто) |
231 093 |
24,4 |
56 387 |
3. Общие затраты предприятия |
191 152 |
20,2 |
38 613 |
4. Собственный капитал |
223 774 |
23,6 |
52 811 |
5. Валюта баланса |
237 169 |
25 |
59 292 |