Как рассчитать ущерб по ОСАГО в 2023 году: все, что нужно знать владельцу полиса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб по ОСАГО в 2023 году: все, что нужно знать владельцу полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пожалуй, основным критерием, влияющим на стоимость восстановительного ремонта, является регион проживания автовладельца. Связано это с тем, что рыночные цены в различных городах порой существенно отличаются друг от друга.

Как рассчитать размер ущерба при ДТП по РСА

После введения в работу ЕМРУ, страхователям больше не приходится переживать, что недобросовестный страховщик целенаправленно занизит стоимость. Абсолютно все оценщики, будь то работники страховой организации или сотрудники независимой экспертизы, используют в своих расчетах электронную ценовую базу автозапчастей от РСА.

Соответственно пересчитывать сумму компенсации за отделом урегулирования убытков, даже если ОСАГО не покрывает ущерб, не имеет никакого смысла. Не стоит на это зря выкидывать деньги и тратить время.

А вот на что действительно важно обратить внимание, так это на то, что в акте, описывающем повреждения машины, должны быть учтены все испорченные детали. Если что-то не будет описано, то и в расчете на страховую выплату учитываться не будет.

Следует понимать, что при проведении оценки с использованием базы РСА, эксперты в обязательном порядке учтут и износ поврежденных деталей. Данный показатель измеряется в процентах и основными факторами, влияющими на его уровень, являются срок эксплуатации автомобиля и его пробег.

Откроем вам еще несколько фактов об износе деталей, которые полезно знать каждому автовладельцу:

  1. Если повреждена деталь, неисправность которой препятствует использованию автомобиля, износ будет равен нулю.
  2. При наличии сильной коррозии на оцениваемом агрегате, его изношенность составит 100%.
  3. Износ шин рассчитывается следующим образом: от высоты рисунка протектора новой запчасти необходимо отнять имеющуюся высоту на поврежденном колесе. Затем разделить полученную сумму на высоту протектора новой шины за минусом самой маленькой разрешенной величины износа. Результат умножается на 100%.

Что это за методика и как давно она существует

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.

Возраст автомобиля или период эксплуатации можно определить следующим образом:
Как и где пройти техосмотр, когда его нужно проходить. Без учёта износа выплаты по ОСАГО могут быть предоставлены страховщиком в случаях, оговорённых страховым договором, а также в ситуациях, когда степень износа является нулевой например, если в аварию попал новый автомобиль. При необходимости их замены процент принимается равным нулю.
Они перечислены в таблицах и зависят от типа и марки самого автотранспортного средства.

Разберемся на конкретном примере. Автомобиль Киа Рио 2012 года выпуска (степень износа равняется 30 процентам), его стоимость равняется 560 000 рублей. Цена страховки «ДТП не по моей вине» в этом случае будет равняться 6,5 тысячам российских рублей. При этом возраст и стаж водителя во внимание не принимаются.

Возможности контролировать страховую

СрокиПо правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб. При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы. Разберемся на конкретном примере. Автомобиль Киа Рио 2012 года выпуска (степень износа равняется 30 процентам), его стоимость равняется 560 000 рублей. Цена страховки «ДТП не по моей вине» в этом случае будет равняться 6,5 тысячам российских рублей. При этом возраст и стаж водителя во внимание не принимаются.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге. Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса. Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

Максимальная сумма возмещения

по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

Максимальный размер компенсационных выплат

Страховые выплаты по ОСАГО в 2016 году были существенно пересмотрены в сторону увеличения по сравнению с 2014 годом, т. е. до того, как в ФЗ №40 были введены соответствующие поправки:

  • За причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего по сравнению с 2014 годом выплаты возросли до 500 000 руб. До этого максимальная сумма составляла 160 000 руб.
  • Возмещение ущерба имуществу ограничивается выплатой в 400 000 руб. Ранее единственный потерпевший в ДТП мог получить на ремонт не более 120 000 руб., а при наличии нескольких потерпевших максимальная сумма выплаты ограничивалась 160 000 руб.
  • Близкие родственники на захоронение погибшего при ДТП сегодня получают максимальную выплату в размере 475 000 руб. Ранее она была ограничена 135 000 руб. Дальние родственники при обращении в страховую на захоронение погибшего сегодня могут получить 50 000 руб., в 2014 году эта сумма ограничивалась 25 000 руб.

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

Результатом экспертной оценки является составление акта с соответствующими комментариями уполномоченного лица относительно:

  • присутствия при осмотре участников ДТП
  • информации о состоянии транспортного средства
  • сведений о владельце автомобиля
  • времени и места, условиях проведения экспертного осмотра
  • наличия скрытого ущерба на транспортном средстве
  • повреждения авто, не имеющих отношения к аварии

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Читайте также:  За поддержку образовательных организаций бизнес получит налоговый вычет

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.

От каких данных зависит сумма ущерба

Для точного расчета суммы компенсации по полису ОСАГО на восстановление разбитого автомобиля при ДТП, используются следующие критерии:

  • число, месяц, год случившейся аварии
  • город, область, региональное расположение
  • марка транспортного средства
  • год производства, регистрации
  • как оснащен автомобиль производителем
  • общее состояние ТС, наличие повреждений, полученных до столкновения
  • состояние запасных частей, узлов, которые необходимо заменить новыми

Вся информация, влияющая на расчет затрат по восстановлению, берется из акта экспертизы, составленного компетентным лицом. Данные могут добавляться, это зависит от количества проводимых осмотров, обнаружения новых дефектов и скрытых повреждений.

Для расчета суммы расходов на ремонт поврежденного автомобиля представитель страховой компании использует следующие слагаемые:

  • стоимость производимых работ
  • общую цену закупки материалов
  • расходы на приобретение узлов и запасных частей для замены поврежденных

Для расчета затраченных средств на приобретение деталей применяется:

  • коэффициент, уменьшающий выплату денежной компенсации. Он зависит от износа поврежденного узла, выраженного в процентном соотношении
  • год выпуска автомобиля, продолжительность использования
  • показания одометра машины

При невозможности восстановить разбитое ТС с применением ремонтных работ, страховая компания обязана выплатить компенсацию на приобретение нового автомобиля. Размер компенсационной выплаты рассчитывается вычитанием стоимости уцелевших узлов разбитой машины из цены нового авто. В качестве уцелевших запасных частей выступают материальные ценности, которые можно реализовать на вторичном рынке. Для вычисления их стоимости используют коэффициенты установленные Положением Центрального Банка Российской Федерации.

Для исключения незаконности действий страховщика, в ходе расчета выплаты возмещения по полису ОСАГО необходимо иметь на руках заверенную копию акта экспертизы, для получения консультации по данному вопросу. При подозрении на обман, со стороны страховщика, необходимо произвести независимую экспертную оценку.

Единая методика расчёта УТС

Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Что поменялось с сентября 2021 года?

  • Справочники стоимости запасных частей ранее публиковались для экономических регионов, теперь — для субъектов федерации. Тем самым повышена достоверность справочной стоимости запасных частей для большинства регионов России. Например, ранее в один экономический регион входили Вологодская область и Ненецкий автономный округ. Стоимость запасных частей с учетом расстояния от складов основных поставщиков, очевидно, отличалась для данных субъектов. В новой редакции методики этот пробел устранен и стоимость будет индивидуальна для каждого региона РФ.
  • Обновление справочников будет происходить чаще — один раз в три месяца, вместо полугодия в прежней редакции. Это также улучшит достоверность применяемой стоимости запчастей с учетом инфляции.
  • В стоимость восстановительного ремонта НЭ обязаны включать «мелкие детали» или расходники, которые ранее отсутствовали в методике.
  • Изменен подход к определению временных нормативов по окраске кузовных элементов автомобиля. Если ранее применялась единая методика AZT (института, занимающегося разработкой технологий автомобильного ремонта, в том числе окраски), то в новой редакции НЭ при определении количества нормо-часов по окраске будет руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя поврежденного автомобиля. Так, по стандартам японских заводов, разница во времени на окраску с европейскими марками достигала 25%.
  • Для владельцев подержанных автомобилей также введена серьезная новация: НЭ не может исключать из калькуляции окраску кузовных элементов, которые до ДТП имели поврежденную площадь менее 25%. Если на поврежденном в ДТП элементе были незначительные сколы, царапины и потертости, то его окраска будет включена в страховую выплату.
Читайте также:  Военные пенсии в России с осени 2023 года вырастут на 10,5%

Как рассчитать размер повреждений?

Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

  • Детали взамен поврежденных (с учетом износа);
  • Материалы;
  • Проведение ремонтных работ.

Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

Дата обновления: 12 апреля 2021 г.

Ведущий юрисконсульт. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова — бакалавриат и магистратура, по специальности юриспруденция. Регулярно повышает свою квалификацию в ведущих ВУЗах страны. 18-летний стаж в правовом поле начала в качестве работника прокуратуры. Впоследствии открыла частную практику, которую ведет на протяжении более 10-ти лет. Высочайшая правовая культура и десятки выигранных судебных споров позволяют заявлять о наивысшей юридической квалификации.

Расчет размера ущерба в денежном выражении выполняется на основе нескольких действий, которые определены сводом документов, которые были законодательно закреплены в Приказе №315 Министерства юстиции, в Приказе №714 Минздравсоцразвития и в Приказе №124 Министерства транспорта. К этим действия относится:

  1. Обследование транспортного средства аттестованным экспертом. Данное действие подразделяется на:
    • Подготовка машины к экспертному осмотру.
    • Проведение первичного осмотра.

  2. Обследование повреждений, полученных кузовом автомобиля.
  3. Обследование повреждений, полученных каркасом машины.
  4. Предварительные технические выводы о способах восстановления транспортного средства.
  5. Все описанные выше положения, связаны с огромным количеством технической информации. Рядовому водителю, не имеющему специализированного образования, невозможно разобраться во всех нюансах.

  6. Изучение имеющейся информации о дорожно-транспортном происшествии. Данное действие предусмотрено для контроля выводов, сделанных сотрудниками ГИБДД, а также для определения настоящих причин всех полученных автомобилем повреждений. Такая работа, включает в себя:
      Анализ на основе сопоставления экспертов имеющихся фактов о ДТП.
  7. Компьютерное моделирование дорожной ситуации, в которой произошло ДТП.
  8. Анализ происшествия экспертами узкой специализации (только в случаях, когда другие анализы не смогли дать достоверного ответа).
  9. Определение перечня работ по восстановлению и ремонту машины. Данное заключение делается на основе 5 параметров:
    • Затраты на детали автомобиля.
    • Затраты на расходные материалы, которые потребуются при замене деталей автомобиля.

  10. Затраты на работу автомобильных ремонтных мастеров.
  11. Степень износа заменяемых запчастей.
  12. Стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (рассчитывается только полной гибели машины).
  13. Цены по всем описанным выше действиям, берутся в единой базе РСА, о которой будет подробно рассказано в отдельном разделе этой статьи.

  14. Расчет рыночной цены машины до попадания в аварию. Эта оценочная работа производится для сравнения стоимости ремонта со стоимостью целой машины до аварии. Если стоимость ремонта выше, то для исключения дополнительных финансовых потерь, страховщик может признать машину непригодной для восстановления и выплатить компенсацию равную стоимости машины до ДТП за вычетом сохранившихся деталей.

Что такое Единая методика расчета ущерба?

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.
Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *